Инновации Московского метрополитена.
Московский метрополитен активно внедряет инновации, модернизирует инфраструктуру и подвижной состав. Это сложная задача, которая решается совместно с разработчиками и производителями техники и технологий, а также с отраслевой наукой.
Мы хотим рассказать нашим читателям об этой важной работе.
Весной 2023 года российская инновационная компания «ПК ТИТАЛИТ» обратилась с просьбой в ГУП «Московский метрополитен» о проведении испытаний нового по конструкции биметаллического сталеалюминиевого контактного рельса (далее – БКР) на инфраструктуре метрополитена. Производитель декларировал, что применение данного нового рельса позволяет снизить затраты на электроэнергию, уменьшить падение напряжения на тяговой сети, что, в свою очередь, снизит нагрузки на тяговые подстанции, повысит безопасность и надежность движения, а также уменьшит эксплуатационные расходы за счет снижения потребности в тяговых подстанциях. Также отмечалось, что новый тип рельса легче стального контактного рельса (далее – СКР), что облегчает транспортировку и монтаж. При этом новый тип рельса легко стыкуется со старым.
В соответствии с регламентом Московский метрополитен организовал проведение экспериментальных мероприятий. Специалистам метрополитена было важно узнать фактическое снижение падения напряжения, возможную экономию электроэнергии, а также ряд эксплуатационных характеристик – отсутствие перегрева в местах стыков рельсов, фидера подстанции, удобство монтажа, необходимость обслуживания устройств.
В результате проведенных тестов и исследований, выполненных в рамках испытаний, установлено, что экономия электроэнергии составила 2,51% на смонтированном участке длиной в 167п/м. Специалистами РУТ (МИИТ), привлеченными к испытаниям, как независимой авторитетной научной организации, была определена расчетная экономия участка с реальной длиной. Она составила 20–25%. Снизилось падение напряжения от 9,5% до 17,6%. Экспериментально удельное сопротивление нового рельса в 3,75 раза ниже, чем у старого.
Эксплуатационные характеристики алюминиевого контактного рельса, изученные в результате испытаний, показали, что места стыков не перегреваются, трибологические характеристики также не показали ухудшения относительно старого рельса. Геометрия контактного рельса соответствует геометрии стандартных условий, что позволяет сохранить уже существующую систему подвеса.
Одно из замечаний путейцев подземки – наличие стыков, так как это может потребовать дополнительного обслуживания, хотя ООО «ПК ТИТАЛИТ» утверждало, что стыки являются необслуживаемыми. Производство нового рельса полностью локализовано в России (с учетом комплектующих). Само изделие запатентовано и является полностью отечественной разработкой.
В период с 12 апреля по 26 июня 2024 года на третьем станционном пути станции «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии Московского метрополитена проведены испытания биметаллического контактного рельса производства ООО ПК «ТИТАЛИТ». Результаты испытаний показали возможность эксплуатации биметаллического контактного рельса на тоннельных участках Московского метрополитена. Габарит подвески контактного рельса не нарушен, температура нагрева не превышает температуру нагрева стального рельса.
В части определения энергоэффективности применения биметаллического контактного рельса в системе электроснабжения подвижного состава, при установлении параметров падения напряжения и мощности на испытуемом участке, зафиксировано снижение падения напряжения при использовании БКР относительного стального, также зафиксирована экономия электроэнергии.
В настоящее время проходит подготовка к проведению пилотных испытаний: применение контактного рельса производства ООО ПК «ТИТАЛИТ» на парковых путях Московского метрополитена. Эксперты рассчитывают, что использование этого продукта принесет пользу метрополитену и обеспечит производителю долгосрочные заказы.
http://eav.ru/publ1.php?page=1&publid=2025-04a29